«Духовный попечитель как феномен православного образования». Выступление митр. Антония на XXIII Междунар. Рождественских чтениях

23 января в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя митрополит Орловский и Болховский Антоний возглавил работу совещания по проблемам духовного окормления учащихся православных образовательных организаций «Духовный попечитель как феномен системы православного образования». Предлагаем вашему вниманию текст доклада Его Высокопреосвященства.

Доклад Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Антония, Митрополита Орловского и Болховского

Досточтимые архипастыри на ниве Христовой, уважаемые гости нашего форума, дорогие братия и сестры!

Позвольте мне, по Благословению Святейшего Патриарха Кирилла, начать наше совещание или собеседование по важной теме духовного окормления учащихся православных организаций: «Духовный попечитель, как феномен системы православного образования».

Как известно, слово феномен (от греческого «phainomenon») по-разному трактуется в философских трудах, в совокупности именуемых феноменологией.

О значении феномена мы знаем, например, из сочинений известного Георга Гегеля (+1821) из его труда «Феноменология духа», а впоследствии и Эдмунда Гуссерля (+1938), — основоположника феноменологии, уже как науки, заслуживающей особого внимания. На мой взгляд, к нашей теме образования феноменология имеет всего лишь косвенное отношение как наука изучения фактов в единой канве эпохальных событий, к примеру, наших государственных, в том числе образовательных и религиозных, заложенных нашим просветителем равноапостольным князем Владимиром.

В наши дни феномен православного образования выражается в исключительной преданности делу воспитания нашего подрастающего поколения. В этом процессе доминирующая роль принадлежит духовному наставнику, а также тем, кто финансирует процесс образования по своим возможностям. Общеизвестно, что и в России и в других странах спонсорство приветствуется и вызывает величайшую признательность как благороднейший поступок.

Великий Равноапостольный князь Владимир, или, как именовали его «Владимир — Красное Солнышко», просветив святым крещением тогдашнюю Русь, воистину был справедливым Отцом для своего народа и пользовался величайшим уважением и любовью. За свои заслуги в построении Российского государства и преданность своему народу он по праву является феноменальной личностью, а для некоторых историков и загадочной.

Вызывает удивление, как смог он, выходец из еще дикого языческого народа, погрязшего, как и он, в объятиях дикости и невежества, принять святое крещение, и за кратчайший период крестить своих подданных. А это обновление Святым Крещением по благодати Божией явилось плодотворным обновлением к грядущему наименованию народа Святой Русью.

Произошло это благодаря тому, что Господь увидел его сердце, расположенное к истинным духовным ценностям, и он — откликнулся, чая себе и народу своему вечного спасения. С кем его можно сравнить, как только не с великим, преданным до конца Богу, но ранее гонителем Христа, будущим «апостолом языков»? Как здесь не коснуться нашей темы духовного образования, которую постараемся раскрыть в этом кратком слове. Сколько было таких учителей в истории Святой Церкви, как святая Ольга? Не счесть.

Владимир, как некогда и святой апостол Павел, шел к истине и обрел ее в святой православной вере, а исследовав ее, стал верным сыном Святой Церкви Христовой. Исполняя заповеди Божии и поступая согласно им, он стал в делах управления княжеством мудрым правителем, чем снискал к себе безграничную любовь своих подданных и уважение правителей других европейских государств.

Мне представляется, например, что весь наш хрупкий и раздробленный земной человеческий мир, «во зле лежащий», в отношении религиозного понимания делится всего лишь на две категории: любящих Бога и противостоящих Богу. Первая несет нам мир, благость и совершенствование для наследования вечного Царства Правды Божией, изначально каждому из нас в лице Адама и Евы данного. Вторая, из области демонических сил, действует в мире наоборот, и удаляет нас от нашего Создателя. Признаки этого, в особенности сейчас, достаточно явны. Суть их — лжеверие, против первой же заповеди божественной, и «букет» иных «прелестей» в виде магии, тотемизма, фетишизма, а также, в особенности в наше время, самых изощрённых псевдо-религий, ничего общего не имеющих ни со Христом, ни с божественными заветами, ни со здравым смыслом.

Святой князь Владимир сделал правильный выбор. Он не только слушал наставления святой Ольги, но и читал Священное Писание, убедившись в том, что Бог един относительно всех времен и народов, как об этом говорит Библия. Это понятно и в нашем XXI веке.

Когда отступаем от Бога, не соблюдая даже элементарно данные Им законы, тогда и пожинаем революции и войны, так было и при князе Владимире до его воцерковления. Ему были понятны в этом вопросе слова пророка Исаии израильскому народу: «вы оставили Господа, повернулись назад» (имеется в виду языческое влияние); далее, там же находим интересное и меткое сравнение: «вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего... и если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1,3,4).

Бесспорно, что с первых же дней нашего государственного устроения Великим Равноапостольным князем Владимиром, начиная с Крещения Руси и до наших дней, православие занимало и занимает достойное место в жизни российских народов, никогда не имевших межрелигиозных войн и противостояний. Так было, потому что они жили в вере во Христа Спасителя, заповедавшего нам и всему человечеству хранить мир и любить друг друга, независимо от национальности, происхождения и веры.

Первые церковные книги для богослужений и научений в истинной вере были получены тогда из Византии, благодаря чему скоро в сознании людей были искоренены все языческие обычаи, что объединило Русь и поставило ее в один ряд с самыми просвещенными христианскими государствами Западной Европы и всего цивилизованного мира. На все попытки покорить Россию недружелюбными и завистливыми супостатами извне, Русь отвечала своей сплоченностью и патриотическим духом, по научению Святой Церкви стоя за свою веру и за свое Отечество даже до смерти.

Во времена атеистического семидесятилетия при ежедневном насаждении в школах и университетах атеистических убеждений и фактически войны с Церковью, в советское время вера в народе не только не умерла, но возродилась, являя примеры поразительной стойкости, мужества и героизма в стоянии за правду и победу, к примеру, над фашизмом в недавние времена, проявляя эти качества, как это было и при наших православных государях.

В наше непростое время многие не задумываются, как важно беречь наши духовные корни и прививать детям основы нашей веры, способствующие возрождению в них христианской морали в любви к своим родителям, близким, к своей Родине, культуре, т.е. ко всему тому, что является основой патриотических чувств и нашего человеческого достоинства, и что было нормой жизни для великого князя Владимира. Согласимся, что в наше время как раз этих качеств, в особенности среди молодого поколения, очень не хватает, тем более, что еще с языческих времен болото наркотических и иных «прелестей» из области криминальных сфер, вбирает в себя всё большее и большее количество молодежи. Единственное, что могу сказать по этому поводу — причина здесь одна — отсутствие у таковых религиозного воспитания. Уверяю вас, что ребенок, понимающий, что такое грех против Бога, никогда предлагаемого ему наркотика в руки не возьмет, если даже он и не понимает конкретно, что ему предлагается — Ангел Господень и его Хранитель всегда вразумит испытуемого мыслью, что брать предлагаемое нельзя, и он отдернет руку от предложения.

Очень многие родители детей наших воскресных школ и наших гимназий часто наблюдают такие вещи со своими детьми, когда ребенок об этом переживании сам рассказывает. Теперь многие родители посылают своих детей в воскресную школу, и, сравнивая своих детей с теми, кто не знает воскресной школы, убеждаются, насколько важно приобщать чад к вечным культурным ценностям, которые там преподаются.

В наши дни под термином «духовное образование» или «православное образование» подразумевается феноменальная, т.е. выдающаяся, лучшая система воспитания.

Православное образование, как это имело место уже при великом князе Владимире, есть приведение человека в соответствие с образом Христа, и, в конечном итоге, призвано осуществить восстановление, возрастание, раскрытие и возвышение в человеке заложенного в нем Божественного смысла.

Но современное светское образование видит свою задачу в том, чтобы дать сумму знаний, фактически не участвуя в формировании внутреннего человека. Реалии сегодняшнего дня требуют все более изощренных интеллектуальных навыков. Секуляризованная культура отзывается на этот вызов совершенствованием методов усвоения знаний, оставляя в стороне вопрос о нравственном их применении, не взирая на то, что поиски оторванного от Истины и, следовательно, искаженного разума могут быть небезопасными и для окружающих.

Православная Церковь стоит на той верной позиции, что процесс образования и духовного развития неразрывны и целостны. Целью образовательной деятельности человека, как отмечал св. прав. Иоанн Кронштадтский, должен стать «поиск добродетели и выяснение цели жизни и жизненных ценностей. Обучение должно ставить две задачи — образованность и благочестие, а прочный фундамент знаний необходим ученикам, чтобы они впоследствии могли строить на нем здание разумного миропонимания».

Пастырское служение, миссия донесения образа Христа до человека, приносит бо́льшие результаты, если духовный попечитель сам является носителем Его. Как пишут святые отцы, в этом служении духовному руководителю нужно учительское искусство и дар рассудительности св. Ольги. Пастырское искусство заключается в том, чтобы распознать дорогу каждого из чад к Богу. Ведь личность человека неповторима, и, следовательно, каждой душе Господь открывается по-особому. Пастырь не от самого себя осуществляет пастырство, Оно — не его, оно — Христово.Таковым было кредо св. Ольги при воспитании внука своего Владимира.

Путь духовного возрастания — это совместный труд учителя и ученика, и он невозможен без взаимопонимания. Если от наставника ожидается терпение, внимание, бережное отношение, то от ученика требуется, прежде всего, доверие наставнику и послушание.

​Сам Христос явил себя эталоном поведения для православного священника. Это легло в основу науки пастырского окормления, духовного попечительства, всей системы православного образования, педагогики и психологии.

На священника возлагается особая миссия в деле благодатного общения между членами церковного сообщества. Он поставляется на это великое служение не по воле людей, но, как пишет святитель Тихон Задонский, «от Бога-Духа Святого, пасти не стадо бессловесное, но пасти стадо овец Христовых, которых окружают невидимые звери, диавол, яко лев, и злобнии духи его», ищущие постоянно кого можно поглотить. Отсюда возникает понятие о пастырях как особых лицах, которым Сам Господь поручил оберегать паству и вести ее к назначенной цели — спасению.

Пастырь является последователем Христа и святых апостолов, и его жизнь должна соответствовать этому званию. Он должен учить людей Божественным истинам, помогать им очищаться от греховной скверны посредством бесед и священнодействия. По выражению святителя Тихона Задонского, «что в теле — голова, то в обществе христианском — пастырь». Недаром в Священном Писании им приписывается высокое предназначение быть «светом мира», «солью земли», «свечой, горящей в ночи». «Вы свет есть обществу христианскому, — пишет святитель, — на вас смотрят все люди: что делаете и что говорите... Будете убо свет, да смотрящие на вас просветятся; будете как зеркало, в которое люди, смотря, отирают на своем лице пороки; будете как разумная голова на теле. Аще разумны и добры будете, то блаженно все вам подчиненное общество будет».

Образование христианина должно начинаться с семьи. Но в наши дни, когда православная семья стала явлением, к сожалению, нетипичным, а скорее, исключительным, православное образование часто начинается с храма. Здесь человек может получит ответы на свои вопросы, непосредственно общаясь с духовником, здесь он вливается в христианскую общину и начинает социальное служение. Но, подчас, процесс вживания в церковную жизнь бывает для него болезненным из-за отсутствия единого коллектива прихожан — общины, объединённой вокруг пастыря. Необходимо заниматься восстановлением приходской жизни.

Неоценимый опыт в этом направлении оставила деятельность священномученика митрополита Серафима (Чичагова), страницы жизни которого связаны с нашей Орловской епархией. Будучи назначен епископом на Орловскую кафедру в феврале 1906 г., он деятельно начал возрождать христианскую жизнь в народе. Именно на Орловской кафедре святитель Серафим пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую деятельность убеждению: «Духовное... возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернутся к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения». Так и было при князе Владимире!

​Уже в первые месяцы после приезда в Орел святитель Серафим, претворяя в жизнь Постановление Священного Синода от 18 ноября 1905 г. об устроении и возрождении приходской жизни, организовал в храмах Орловской епархии приходские советы.​

В нашей стране набирают все больший опыт такие учебные заведения, как православные гимназии. Они стремятся преодолеть противоречие и ошибки дореволюционной и современной образовательной систем, задействуя самое ценное из их опыта.

Св.Иоанн Кронштадтский писал, что основной целью преподавания Закона Божия должно стать привитие ребенку способности распознать и предостерегать грех. Но для такого понимания необходимо соотнесение Священного Писания со внутренним миром, сердечными движениями, духовными установками учеников.

В этой общей тенденции, конечно, были и исключения, настоящие учителя — подвижники благочестия, такие как прославленные Церковью священноисповедник Георгий Коссов и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Их опыт изучается, берется на вооружение. В их лице счастливо соединились подвижнический талант священника и благодатный дар учительства. Иоанн Кронштадтский оставил для нас важнейшие принципы, на которых основывалась его педагогическая деятельность, актуальные и сейчас:

  1. Бог есть любовь и источник всей жизни и всякого познания, цель и смысл человеческой жизни и деятельности.
  2. Преподавание должно быть простым и цельным.
  3. Преподавание должно быть неотделимым от воспитания, а воспитание должно иметь приоритет над обучением.
  4. ​Без благодатной помощи христианской Церкви невозможно полноценное воспитание, прежде всего — сердца.
  5. Педагогу нужно иметь дар любви к детям.
  6. Педагог должен иметь воодушевление от Духа Святого и нести ответственность за свою деятельность перед Богом. Методика преподавания должна быть проста, доступна и наглядна.
  7. ​Крайне вредна погоня за обилием знаний.
  8. ​Нужно вовремя замечать и всеми силами исцелять душевную порчу, не смешивая при этом человека со злом, которое в нем.
  9. ​Нужно воспитывать детей примером своей жизни.

​На этом фундаменте выстраивается работа современных православных школ, в частности, и нашей Орловской гимназии. Но мир существенно изменился за последнее столетие, и нельзя закрывать на это глаза. Проблемами современного образования занимаются многие выдающиеся деятели нашей церкви, и в первую очередь, конечно же, Святейший Патриарх Кирилл.

​В Орловской Православной гимназии во имя священномученика Иоанна Кукши заложены следующие принципы:

  1. Священник является как духовным попечителем вверенных ему чад, так и руководителем и ответственным распорядителем деятельности гимназии.
  2. ​Гимназическая церковь является центром и средоточием гимназической жизни. Собственно она и создает ту благотворную христианскую среду жизни в едином пульсе, «едиными усты и единым сердцем», внимая преподаваемому.

​Некоторые политики вместе с деятелями культуры наивно полагают, что здоровый во всех отношениях образ жизни — это занятие спортом и только. Да, спорт — это полезно и хорошо, но без нравственных стимулов — это страшно, это механическое наращивание физической силы для славы — при хороших гонорарах, а при неудаче — пополнение, порой, криминальной среды, наращивание которой становится почти нормой жизни.

Удивляет, что государственное телевидение, предоставляя в последнее время многочасовые программы для спортивных репортажей и состязаний, не выделяет времени для наших традиционных религиозных программ, а ведь это весьма важный фактор нравственного воспитания, в том числе и спортсменов. Зачастую телеэфир заполонён всякого рода сектантскими проповедниками, преследующими отнюдь не богоугодные цели. На TV также редко услышишь хорошего российского певца, русскую песню или классический любимый спектакль. Вместо этого — рекламируются совершенно дикие и безнравственные, чуждые духу России дни так называемого «святого» Валентина, к примеру, имеющие целью узаконить противоестественные оргии. Вероятно, скоро будем праздновать и «День сурка», уже не говоря о возвращении в сознание современного общества чисто языческих атрибутов — типа «знаков зодиака» и прочего из тьмы неведения Истины, невежества и неразумия возвращаемых.

И это естественно: чем дальше от Бога, тем ближе к ведам и прочим изобретениям языческого поля одурачивания, простите за выражение, общества, а это — путь в маразм и полное одичание. Наблюдая иногда телепрограммы, просто поражаешься их растлевающе-безнравственной тематике, характеристика которой однозначна — «сатана правит бал». Какая речь может идти о человеческом достоинстве, когда оно глашатаями от телевидения напрочь размывается, вопреки здравому смыслу, а образ современного человека подвергается сатириками эстрады всяческому осмеянию и унижению. Последнее воспринимается уже как «норма жизни», хотя, по существу, это зеркало нашего регресса и всех других показателей снижения жизненного уровня.

​В заключение, хочу отметить ключевые моменты нашей темы.

  1. Духовно-нравственные ценности должны быть возвращаемы нашему народу после 80-летия их забвения, для чего религиозное воспитание должно стать заботой всех уровней власти и ведомств, обязанных в этом сотрудничать с представителями традиционных конфессий России.
  2. ​Школьные и вузовские программы, затрагивающие вопросы религии и духовности, должны быть срочно пересмотрены и освобождены от штампа несовместимости светского и духовного образования, науки и религии.
  3. ​Обязать всех, имеющих доступ к воспитательной работе с детьми и молодежью, изучить и знать хотя бы элементарно важное значение религиозной жизни России, а также и суть духовно-нравственного воспитания как основу поведения и приобщения к культурному наследию своей страны.

​Только заложив в образовательный процесс основы нравственности уважения к своим духовным корням и привив нашей молодежи иммунитет против всякого рода шарлатанства, сектантства и откровенного мракобесия на нашем телевидении и других тлетворных влияний, можно возродить наши культурные духовные традиции, и только это направит в нужное русло развитие и утверждение нашего государства к его действительному благополучию и могуществу на всех уровнях его внутренней и внешней политики.

​Благодарю за внимание.

1548