О Великом Пятке

Все богослужение Великого Пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных Страстей и крестной смерти Богочеловека.

Утреня Великой Пятницы совершается в Четверг вечером. Главная особенность этой службы — чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

Первое и самое длинное из них — Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющей людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.

В Великую Пятницу, когда умер на Кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в Пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.

Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.

Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение — «гроб», украшенный цветами, а на Престол помещается Плащаница — большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам, и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов: "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий" (Пс. 21, 18). "Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси" (Пс. 21, 1). "Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней" (Пс. 87, 6).

После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на Престоле.

Затем, после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит Престол, выходит на середину храма и помещает ее на гроб.

«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи» (Тропарь Великой субботы).

В некоторых церквях после Вечерни поется Повечерие, или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».

Из книги «Как провести Страстную седмицу». Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1997.

3231